Статья в Журнале ПАРТНЕР № 93 / 2021 год.
Сегодня любое промышленное пищевое предприятие помимо самих продуктов производит огромное количество будущего мусора. Это тонны вторичной и первичной упаковки — пленки, лотки, оболочки, этикетки, клипсы, банки — многое другое, что затем попадает на свалки.
И если основную массу вторичной упаковки составляет картон, который легко сортируется и утилизируется, то уйти от полимерной первичной упаковки продуктов питания современный мир не сильно желает. Последний тренд на производство охлажденных продуктов в вакууме и газомодифицированных средах требует от упаковки хороших барьерных свойств, что невозможно обеспечить без применения многослойных комбинированных полимерных материалов и в итоге ставит крест на сортировке и дальнейшей переработке, так как материалы невозможно отделить друг от друга.
В наших предыдущих статьях мы уже рассказывали о попытках применения мономатериалов, упрощающих переработку полимеров. И будем знакомить читателя с новинками и далее, так как на каждом лежит ответственность перед будущими поколениями.
Борьба со всевозможными загрязнениями — мировая тенденция. В России в геометрической прогрессии растет количество и объемы мусорных полигонов и в ближайшее время инвестиции, связанные с сортировкой и утилизацией отходов, выйдут на абсолютно новый качественный уровень.
Экологичность может достигаться не только за счет, например, использования биоразлагаемых или мономатериалов, облегчающих сортировку и утилизацию отходов, но также и за счет сокращения применения полимеров в упаковке в целом, а также вторичного использования тары. Например, применение картонной барьерной упаковки для салатов, готовых блюд и полуфабрикатов — новая европейская тенденция, позволяющая отказаться от глобального использования полимеров, при этом без ущерба сохранности продукта и срокам годности. Для производителя это также и выгодный маркетинговый ход, так как у потребителя складывается впечатление и об экологичности самого продукта, а имеющееся в распоряжении оборудование может быть легко перестроено под новый тип лотка.
Интересным опытом может стать и запатентованный в Германии клеевой состав, допущенный к использованию в пищевых производствах. Его наносят на борт металлической гастроемкости, что позволяет припаивать верхнюю пленку на обычном трейсилере. Таким образом, охлажденные натуральные полуфабрикаты могут поставляться на гастрономические прилавки в возвратной металлической таре, но при этом быть упакованными в газомодифицированной атмосфере, что обеспечит длительные сроки хранения продукции и гигиеничность продукта в целом. Возвращенная на производство тара проходит процесс мойки, борта снова покрываются клеевым составом и упаковка готова к повторному использованию на машинах по запечатыванию лотков пленкой.
Европейские тарифы (или другими словами — экологические налоги) на упаковочные отходы, как правило, основаны на весе и типе используемых упаковочных материалов. Преобладающая философия, согласно которой «платит загрязнитель», означает, что дополнительные расходы, связанные с добавлением налога на упаковку, переходят на потребителя. Это в свою очередь влияет на ценовую политику и размер получаемой прибыли. Понятно, что любое снижение налогов дает больше гибкости для корректировки цен и повышения конкурентоспособности.
В большинстве развитых европейских стран национальные агентства по политике в области отходов применяют такие формулы со своими базовыми тарифами. Тут и Франция, где в соответствии со стандартом Eco Emballages, каждый элемент, который можно отделить от оригинальной упаковки, вносит отдельный вклад, определяемый его весом. И Бельгия, в которой используется система Fost Plus, классифицирующая упаковочные материалы как «другой многоразовый пластик». И Германия, где на упаковку распространяется тариф Green Dot.
Аналогичные регламенты коснутся и нас, российских потребителей и производителей продуктов питания в ближайшем будущем. Они точно не сделают нашу жизнь проще, и задуматься об этом стоит уже сегодня.