Статья в журнале «Партнер. Мясопереработка», №91 2020г.
В современном динамично развивающемся мире предусмотреть всё наперед оказывается мало выполнимой задачей и одним из возможных путей решения отработки продуктовой матрицы предприятия является применение на производстве двухшаговых термоформовочных линий.
Производители хотят видеть гибким своё оборудование не только на сегодняшний момент, но и пытаются спрогнозировать будущие тренды в упаковке продуктов питания, чтобы машины не теряли актуальность и служили на производствах достаточно долго, а термоформовочные линии работали как на мягких, так и на жестких пленках, с вакуумом, газацией, плюс ко всему еще и делали бы скин-упаковки.
У каждого оборудования есть как сильные, так и слабые стороны. И термоформовочные линии конечно же не являются исключением.
Все мы знаем, что слабым местом любой термоформовочной линии является невозможность изменить на ней геометрические размеры упаковки после того, как линия произведена. Рабочая область любого термоформера ограничивается шириной используемой пленки и длиной такта (шага) машины. И эти размеры после постройки машины изменить невозможно (конечно, теоретически это сделать можно в условиях завода-изготовителя, но проще и дешевле построить с нуля новую машину). Образующийся прямоугольник (Ширина пленки) х (Шаг линии), за вычетом краевой обрезки плени на захват транспортных цепей и пробития отверстий для вакуумирования и газации является исходной матрицей. А кратное деление этого исходного прямоугольника (в классическом примере) позволяет получать форматы наших будущих упаковок.
Очень часто заказчики просят вместить в тероформовочную линию и предусмотреть на перёд все возможные форматные комбинации с несочетаемыми геометрическими размерами в одной исходной матрице.
Какое решение обычно предлагается?
Завести основной ассортимент на термоформовочную линию и вписать эти продукты в исходную матрицу, а все продукты с несочетаемой геометрией:
— или адаптировать к имеющимся форматам на термоформере (например, подогнать вес и геометрию продукта под существующий размер упаковки, что может спровоцировать снижение спроса на данную позицию ввиду абсолютной неадекватности формата упаковки);
— или найти какое-то компромиссное решение. Например, в одном формате можно упаковывать близкие по размеру упаковки, но в этом случае может быть повышенный расход упаковочных материалов, а сегодняшний потребитель знает, что он платит за всё, что ему продают, да и внешний вид такого продукта будет проигрывать конкурентам на полке; Конечно можно обрезать упаковку под размер продукта, но в этом случае дополнительный расход пленки также ухудшает конкурентоспособность продукта на рынке;
— вывести продукт на другой тип оборудования (камерную вакуумную машину или горизонтальный флоупак), что может дополнительно нагрузить существующее оборудование, усложнить процесс упаковки, ухудшит её внешний вид, займет дополнительное пространство в упаковочном отделении и потребует дополнительного ассортимента упаковочных материалов на складе);
— или купить под эти продукты еще одну упаковочную машину или термоформовочную линию, что потребует существенных дополнительных инвестиций в расширение упаковочного отделения.
По этой же причине, все купленные на вторичном рынке упаковочные машины отражают рыночную актуальность лишь на момент её постройки и не могут обеспечить решения сегодняшних задач. А ведь форматы упаковок претерпели существенные изменения, скажем, за последние 10 лет. Например, мало кто сейчас выпускает групповые упаковки, весом 5 – 10 кг. А вес потребительской упаковки, например, сосисок давно ушёл с уровня 500 гр. Сегодняшний формат порционной колбасной упаковки это 300 – 400 гр. не более. Вес и габариты упаковок существенно уменьшился, следуя за потребительскими предпочтениями.
Безусловно, крупные производители ориентируются на моно-машины, работающие без форматной перестройки на однотипном продукте с высокой производительностью и имеют возможность регулярно обновлять парк оборудования. Для этих компаний гораздо проще купить новую термоформовочную линию или найти подходящую термоформовочную линию даже из числа имеющихся на производстве и адаптировать ее или добавить новый формат, подходящий по геометрии и технологии.
Но что делать небольшим компаниям, для которых выбор термоформовочной линии – это существенная статья расхода в условиях большого ассортимента выпускаемой продукции и отсутствия достаточных площадей для размещения необходимого количества единиц упаковочной техники?
На сегодняшний день, на мой взгляд, интересным решением может стать применение двухшаговых термоформовочных линий. В этом случае возможно распределить форматы упаковок между двумя шагами и тем самым решить проблему геометрической несочетаемости продуктов на одной термоформовочной линии. Между двумя шагами можно распределять также и продукты в мягких и жестких пленках, а также упаковки, сделанные по классической технологии вакуумирования и/или газации и скин-упаковоки.
В отличие от покупки еще одной единицы оборудования, стоимость двухшаговой линии будет дороже классического термоформера всего лишь на 15 – 20% в зависимости от поставленной задачи, а её длина увеличится на длину дополнительных станций формования и запечатывания, модулей размотки пленки, а также на обеспечение кратности по шагам.
Самым дорогим решением будет наличие двух станций запечатывания и двух станций формовки, но каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно, так как задачи у всех разные и возможно, например, обойтись единой станцией формования.
Еще одним полезным качеством двухшаговых линий при наличии по одному формату на первом и втором шаге является отсутствие какой-либо существенной механической перестройки линии в процессе эксплуатации и возможности хранения всего форматного инструмента внутри машины в станциях формовки и запечатывания.
Конечно же не стоит забывать о том, что чрезмерная перегруженность линии форматами не позволяет использовать её эффективно, но это всё же полноценное решение для многих производителей в современных рыночных и производственных условиях.